Зная строение зуба, человек сможет правильно за ними ухаживать и лучше разбираться в рекомендациях стоматолога. Зубы не способны восстанавливаться после разрушения, поэтому их надо беречь. Если кто-то считает их достаточно твердыми, то это не совсем так – без определенного ухода твердость окажется кажущейся.
Человеческие зубы выполняют разные функции и, соответственно, отличаются по форме друг от друга. Но по внутреннему строению все они схожи. Более наглядное представление о том, из чего состоит зуб, даст схема его строения (ИЗОБРАЖЕНИЕ 1).
Зуб состоит из следующих тканей:
Анатомическое строение зуба следующее:
У коронки 4 поверхности – смыкания (со второй челюстью), лицевая (со стороны щек), язычная (с внутренней стороны), контактная (по соседству с близлежащими зубами).
Шейка представляет собой немного суженную зубную часть. Ее опоясывают соединительные волокна, отвечающие за связку зуба.
Корень углублен в десне. Место углубления – альвеола. На конце корня имеется отверстие, через которое идут сосуды, отвечающие за питание зуба, и нервы.
Между корнем и альвеолой располагается пространство – периодонт.
Верхняя либо нижняя челюсть имеет 4 вида зубов: резец, клык, премоляр и моляр. Каждый вид имеет свое предназначение и индивидуальную форму.
Челюсть делится на 2 симметричные половины. На каждой из них зубы располагаются так: по два резца, по одному клыку, по два премоляра и по три моляра. На второй половине расположение точно такое же. Причем, 3-й моляр является зубом мудрости. Они растут позже остальных – когда человек уже повзрослел. У некоторых людей их вовсе нет. В итоге на каждой челюсти человека 16 зубов (если нет 3-го моляра, то 14). А всего во рту человека зубов 32 (или 28).
Резцы располагаются в центре челюсти. У них есть еще одно название – передние (фронтальные). У резца одиночный корень. Коронка у него плоская, а ее край имеет режущий вид. Спереди она выпуклая, а сзади вогнутая. Коронка верхней челюсти большая, а нижней – маленькая. Резцы отвечают только за откусывание пищи. Пережевывать пищу они не способны, так как являются самыми слабыми зубами, не способными выдерживать значительную нагрузку. А вот кусать пищу у них получается лучше всего из-за их строения.
Клыки располагаются в углах зубных дуг. Всего их 4 – по 2 на каждой челюсти. Их задача заключается в отрыве от пищи тех кусков, с которыми не справляются резцы. Клык имеет мощную коронку. У него одиночный корень, но длиннее и намного мощнее, чем у резца. Из-за своего удачного расположения, благодаря сильным корню и коронке клыки являются самыми стабильными во всем зубном ряду.
Премоляры – самые маленькие в зубном ряду. Их место – непосредственно за клыками. Предназначены они для захвата и пережевывания пищи. У премоляров коронка имеет широкую поверхность, поэтому зуб не испытывает нагрузки от этой функции. Премоляры имеют одиночный корень, только у первого на верхней челюсти их два. Среди молочных такого вида зубов нет.
Самые крупные в зубном ряду – моляры. Их предназначение – растирать пищу и измельчать ее. Для этого необходимы значительные усилия, что обеспечивается большой поверхностью коронки. Верхние моляры имеют по 3 корня, а нижние – по 2.
По величине они разные. Первый из трех – самый крупный, затем убывают по размеру. Убывают и жевательная поверхность, и длина корня.
У некоторых людей челюсть имеет аномалии – зубы какого-то вида могут отсутствовать.
Детские зубки очень важны для развития в дальнейшем постоянных. Неправильно считать, что за молочными зубами можно и не ухаживать. Если ребенок теряет резец раньше времени, то это чревато последствиями – постоянный зуб может быть неправильной формы или вырасти не на том месте, где положено. Играют определенную роль молочные резцы и для прикуса.
Строение зубов молочных отличается от постоянных – защищены они намного меньше. У них слишком тонкая эмаль и дентин. Это способствует значительному развитию кариеса. Через тонкую эмаль различные вредоносные микроорганизмы без труда попадают в пульпу. Она излишне объемная, с большим количеством каналов, что тоже помогает бактериям проникать внутрь зуба. Поэтому чистить зубы необходимо с самого малого возраста. У молочных зубов намного меньше коронки по сравнению с постоянными, а их корни шире.
Анатомическое строение зубов у детей способствует развитию разных заболеваний полости рта. Это и кариес, и неправильный прикус, и периоститы. Родители должны понимать, что ребенка необходимо почаще водить на прием к детскому стоматологу. Молочные зубы являются проводниками для постоянных.
Детские резцы показывают постоянным путь для развития и роста, в том числе и определяют место, где впоследствии должен будет расположиться основной зуб.
Поэтому за ними необходимо следить, вовремя лечить, если возникнет необходимость.
Пациент на приеме у врача-стоматолога часто слышит странные на первый взгляд термины: «шестерка», «двойка» и тому подобное. Таким образом врач определяет зуб с патологией. Стоматология использует в своей практике нумерацию зубов. С ее помощью удобнее проводить осмотр зубов верхней и нижней челюстей и заполнять амбулаторную карту больного. Нумерация начинается с середины зубного ряда. А дальше идет по направлению в правую сторону от центра и в левую. Первый (центральный) резец имеет свой номер – 1. У бокового резца, следующего за центральным, номер 2. За ним располагается клык, за которым закреплен номер 3.
Премоляры – это «четверка» и «пятерка» соответственно. За ними следуют три моляра – «шестерка», «семерка» и «восьмерка». То есть зуб мудрости – это 8-й номер. В итоге ряд зубов, располагающихся на одной челюсти, выглядит так: 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8. Вторая челюсть аналогична первой.
В современной стоматологии есть несколько систем, отвечающих за индивидуальные номера зубов. Например, квадратно-цифровая имени Зигмонди-Палмера. В ней принято зубы взрослого человека нумеровать арабскими цифрами от 1 до 8, а детские зубки нумеруются римскими с I по V.
Еще один пример, система Хадерупа, которая несколько отличается от предыдущей. В ней прибавляется знак плюса к номерам зубов верхней челюсти и знак минуса к нижним. То есть выглядит это так: 8+ 7+ 6+ 5+ 4+ 3+ 2+ 1+ | +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 для верхней челюсти и 8- 7- 6- 5- 4- 3- 2- 1- | -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 для нижней.